1. Знать требования руководящих документов по предупреждению проявлений и борьбе с терроризмом, а именно:
• Федеральный закон от 25.07.98 № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом";
• постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 "О мерах по противодействию терроризму";
• другие приказы и распоряжения по подготовке и проведению массовых мероприятий, организации выездов на экскурсии и мероприятия, по безопасному содержанию учреждений и зданий.
2. Организовать и лично руководить планированием мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности обучающихся и сотрудников вверенного учреждения:
• руководить разработкой и внесением соответствующих дополнений, изменений разделов Паспорта безопасности образовательного учреждения; Плана профилактических работы по предотвращению террористических актов;
• издать приказы по организации охраны, пропускного и внутреннего режима в учреждении, организации работы по безопасному обеспечению учебного процесса образовательного учреждения на учебный год;
• руководить разработкой и утвердить планы проведения тренировок и учений в учреждении по ГО по эвакуации людей и имущества; проведения мероприятий на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• руководить разработкой инструкций, памяток по обеспечению безопасности, противодействию терроризму, экстремизму;
• включить в годовые и месячные планы воспитательной работы мероприятия по проведению встреч коллективов образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов, ОВД районов, УФСБ, ГО и ЧС, ГПС, руководством охранных предприятий, представителями органов местного самоуправления; беседы, диспуты, вечера на темы, раскрывающие сущность терроризма, экстремизма, методы организации и проведения ими своих зверских замыслов и акций; по повышению бдительности и уме¬нию распознать террористов, предупредить осуществление их замыслов.
3. Определить порядок контроля и ответственных сотрудников за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, имеющихся и строящихся (находящихся в ремонте) зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества, содержания спортивных комплексов и сооружений, конференц-залов и других помещений.
4. Исключить прием на работу в образовательное учреждение в качестве обслуживающего и технического персонала для проведения ремонтов, какого-либо другого обслуживания, непроверенных и подозрительных лиц, не имеющих регистрации на проживание. Допущенных к проведению каких-либо работ, строго ограничивать сферой и территорией их деятельности. Поручать надзор и контроль за их деятельностью, выпол-нением ими требований установленного режима конкретным ответственным лицам из администрации образовательного учреждения.
5. Обязать педагогов учреждения проводить предварительную визуальную проверку мест проведения занятий с обучающимися на предмет взрыво- и другой безопасности.
6.Все массовые мероприятия проводить после предварительного согласования вопросов обеспечения их безопасности и антитеррористической защищенности с ОВД районов, а мероприятия, связанные с выездом, согласовывать с ГИБДД. Для охраны детей в период выездных мероприятий обязательно привлекать сотрудников милиции и охранного предприятия, обслуживающего учреждение, организовывать и поддерживать мобильную связь с каждой такой группой.
7. Для принятия мер по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности при проведении общешкольных мероприятий, руководствоваться паспортом безопасности. Лично проводить инструктажи должностных лиц, ответственных за закрепленные участки деятельности, лиц, обеспечивающих мероприятие, в т. ч. принимающих непосредственное участие в этом мероприятии родителей.
8. Запретить несанкционированный въезд, размещение автотранспорта на территории образовательных учреждений.
9. Исключить пользование территорией в каких либо целях (коммерческой, хозяйственной, для выгула животных, организации время препровождения и распития спиртных напитков) круглосуточно.
10. Установить и содержать постоянно жесткий пропускной режим в образовательное учреждение, особое внимание уделить исключению несанкционированного доступа лиц через хозяйственные входы. Для оказания помощи в проведении контроля за массовым входом и выходом обучающихся и сотрудников учреждения, назна¬чать в помощь охране дежурных педагогических работников. С началом занятий (по решению руководителя, в зависимости от вида, образовательного учреждения) необходимо содержать входы закрытыми на устройство (засов, ограничитель открывания двери - цепочку или дублирующую дверь, закрывающуюся решетку).Диалог с посетителями, в т.ч. лицами, прибывшими для проверки, начинать с проверки наличия у них документов, удостоверяющих личность, и предписания на право проверки. Допуск производить после соответ¬ствующего разрешения должностного лица, имеющего на это полномочия (определенного приказом по образовательному учреждению). Не разрешать посетителям бесконтрольно обходить учреждение, оставлять какие-либо принесенные с собой вещи и предметы.
11. Все запасные выходы содержать в исправном состоянии, закрытыми. Определить ответственных за их содержание и порядок хранения ключей, на случай экстренной необходимости эвакуации людей и имущества.
12. Иметь систему звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов и соответствующих команд, систему аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.
13. Определить порядок, периодичность проверок, ответственных лиц за исправное содержание противопожарных средств. В приказе по учреждению назначить нештатную пожарную группу из подготовленных сотрудников для лик¬видации возгораний и борьбы с пожаром до прибытия пожарных команд, группу лиц, обеспечивающих организованную эвакуацию обучающихся и сотрудников.
14. Четко определить порядок посещения образовательного учреждения родителями, порядок сопровождения и места ожидания, встречи детей; порядок допуска детей, задержавшихся по каким-либо причинам.
15. Оборудовать и содержать в местах широкого доступа обучающихся и родителей наглядную агитацию по недопущению правонарушений и ответственности за ложные сообщения об угрозах террористических актов ("телефонный терроризм").
16. Организовать и постоянно поддерживать взаимодействие с правоохранительными органами, ОВД районов, УФСБ, ГО и ЧС, ГПС, органами местного самоуправления.
17. О случаях обнаружения признаков подготовки или проведения возможных террористических актов, обо всех чрезвычайных происшествиях немедленно докладывать в департамент, правоохранительные органы, дежурные службы ОВД районов, ОФСБ.
Что предпринимать в целях уменьшения вероятности нахождения их на территории, как вести себя при их обнаружении?
В качестве мер, предупредительного характера рекомендуем следующие:
- Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи,
- Осуществление ежедневных обходов территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или предметов, подозрительных на них.
- Периодическая комиссионная проверка складских помещений.
- Проведение более тщательного подбора и проверки кадров.
- Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях.
- При заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.
В случае обнаружения подозрительного предмета:
- Незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.
- До прибытия оперативно-следственной группы, дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.
В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно с имеющимся планом.
Помните - в соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.
- Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.
- Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных.
- Во всех случаях, дайте указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время ее обнаружения.
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
Еще раз напоминаем:
Не предпринимайте самостоятельно никаких действии со взрывными устройствами или предметами, подозрительными на взрывное устройство - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.
Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Обеспечьте своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.
При сообщении по телефону об угрозе взрыва или о наличии взрывного устройства не впадайте в панику. Будьте сдержанны и вежливы, не прерывайте говорящего. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. При наличии магнитофона поднесите его к телефону, попытайтесь записать разговор. Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор. Отметьте характер звонка (городской или междугородный). После выполнения звукозаписи сразу же замените кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности.
Постарайтесь сразу дать знать об угрозе своему коллеге. По возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному милиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.
Если имеется форма принятия сообщения об угрозе взрыва, используйте ее для записи всей полезной информации. Во время разговора по телефону запишите как можно больше информации. Если у Вас нет такой формы, запишите подробно все, что было сказано. Особенно важна информация о месте размещения взрывного устройства и времени взрыва. Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора.
Обязательно зафиксируйте точное время начала и конца разговора. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
— Куда, кому и по какому телефону звонит этот человек?
— Какие конкретные требования он (она) выдвигает?
— Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
— На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
— Как и когда с ним можно связаться или он позвонит сам?
— Кому Вы должны или можете сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звоня-щего максимально возможной продолжительности разговора времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения необходимых действий. Кроме того, целесообразно задать звонящему перечисленные ниже вопросы:
1. Когда взрывное устройство должно взорваться?
2. Где находится взрывное устройство сейчас?
3. Что это за взрывное устройство? Как оно выглядит?
4. Есть ли другие взрывные устройства?
5. Для чего заложено взрывное устройство?
6. Каковы Ваши требования?
7. Вы один или с вами есть еще кто-либо?
В ходе разговора постарайтесь определить следующее:
• личность говорящего (мужчина, женщина, подросток, его возраст);
• особенности голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный, другие особенности);
• наличие акцента (местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности);
• темп и разборчивость речи(быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная);
• характер лексики: с речевыми штампами и с часто повторяющимися словами-паразитами, в том числе сленговыми и нецензурными;
• дефекты речи (заикается, говорит «в нос», шепелявит, картавит и иные);
• манера разговора (спокойная, сердитая, развязная, напористая, неуверенная, вкрадчивая, с издевкой, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная);
• наличие фона, шумов (автомашины, заводское оборудование, поезда, животные, тихие голоса, самолеты, смешение звуков).
По окончании разговора не вешайте телефонную трубку, положите ее рядом.
Не сообщайте об угрозе никому, кроме тех лиц, кому об этом необходимо знать в соответствии с должностными обязанностями, чтобы не вызвать панику и исключить не профессиональные действия по обнаружению взрывного устройства.
Угрозы в письменной форме могут поступить к Вам на объект как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации записанной на дискете и т.д.).
Обеспечьте четкое соблюдение персоналом объекта правил обращения с анонимными материалами.Примите меры к сохранности и своевременной передачи в правоохранительные органы полученных материалов.
Предупредительные меры (меры профилактики):
- тщательный просмотр секретарями поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
- особое внимание необходимо обращать на бандероли, письма, крупные упаковки, посылки, футляры упаковки и т.п., в том числе и рекламные проспекты.
Цель проверки – не пропустить возможные сообщения об угрозе террористического акта.
Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.
При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера выполнить следующие требования:
• обращайтесь с ним максимально осторожно;
• уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку;
• постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
• если документ поступил в конверте, его вскрытие производится только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
• сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте;
• не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа,
Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их обнаружением или получением.
Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции
К сожалению, никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов.
Следует помнить, что:
- только в момент захвата заложников есть реальная возможность скрыться с места происшествия;
- настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но помните, что освободят вас обязательно;
- ни в коем случае нельзя кричать, высказывать свое возмущение;
- если начался штурм, необходимо упасть на пол и закрыть голову руками. Старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов;
- держитесь подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут стрелять снайперы;
- не следует брать в руки оружие, чтобы вас не перепутали с террористами;
- не старайтесь самостоятельно оказать сопротивление террористам;
Выполняйте все приказы преступников, не обнаруживайте страха, воздерживайтесь от жалоб, резких движений и оскорблений. Запоминайте место, куда вас привезли, а также приметы преступников. При ведении переговоров любыми способами пытайтесь выиграть время, соглашаясь с основными требованиями, осторожно спорьте в мелочах. Старайтесь не спровоцировать преступников на причинение вам вреда, попробуйте вести торг, настроить их на тон деловых переговоров. Старайтесь запомнить максимум данных о террористах (их количество, кто главный, приметы, психологическое состояние, особенности поведения, имена, клички, вооружение). Ни в коем случае но конфликтуйте с похитителями и террористами, постарайтесь, насколько возможно, установить с ними нормальные отношения.
1. В школе устанавливается строгий пропускной режим, предусматривающий следующее:
а) свободный вход в здание школы имеют только работники школы и учащиеся данной школы;
б) родители учащихся школы, другие посетители не пропускаются далее вестибюля первого этажа; учителя, к которым пришли родители или другие посетители, должны лично, после их оповещения дежурным учащимся, выйти к пришедшим к ним родителям или другим посетителям;
в) посетителей, пришедших к директору школы или его заместителям, сопровождает к вышеназванным должностным лицам дежурный учитель или дежурный учащийся;
г) учащиеся не должны на переменах выпускаться на улицу (школьный двор);
д) по окончании уроков классные руководители начальных классов и учителя, чьи уроки были последними, провожают своих учащихся.
2. Один из технических рабочих школы обязан в течение рабочего дня несколько раз внимательно осматривать территорию вокруг здания школы.
3. При наличии въездных ворот в школьный двор данные ворота должны быть закрыты.
4. При проведении внеклассного мероприятия в одном-двух классах классные руководители обязаны обеспечить дежурство родителей учащихся своих классов; при проведении же общешкольных вечеров администрация обязана обеспечить порядок и безопасность не только силами дежурных учителей, родителей учащихся, но и с помощью сотрудников милиции.
5. Все экскурсии, все мероприятия за пределами школы проводятся только по согласованию с директором школы и с его письменного разрешения, оформленного в виде соответствующего приказа по школе, при сопровождении детей двумя учителями и не менее, чем двумя родителями учеников данного класса.
6. Согласно школьному плану учебно-воспитательной работы классные руководители не реже одного раза в четверть проводят в своих классах тематические классные часы, посвященные личной безопасности, в том числе правилам поведения при угрозе теракта, навыкам по недопущению такой угрозы, с обязательной записью классного часа в соответствующем разделе классного журнала.
7. Проведение учебно-тренировочной эвакуации (не менее трех раз в течение учебного года) проводятся по согласованию с администрацией района, с Управлением ГО и ЧС, с Государственной противопожарной службой и отделом внутренних дел, с последующим изданием директором школы приказа «О проведении учебно-тренировочной эвакуации».
8. Отпускать детей с уроков, в случае заболевания или в других случаях, только при явке в школу одного из родителей ученика или кого-либо из его старших близких родственников, после телефонного разговора учителя с ними, с ведения заместителя директора по УВР.